Вооруженные конфликты всегда дают толчок к развитию технологий. Стремление победить – лучший стимул для генерирования самых различных идей, даже откровенно безумных. И в некоторых ситуациях такие сумасшедшие проекты рассматривались на полном серьезе. Одна из таких идей – проект авианосца Habakkuk, который пытались реализовать в Великобритании в годы Второй мировой войны. Фантастичность идеи заключалась в выбранном материале: если обычные корабли строили из металла, то этот собирались сделать изо льда.

1. Как идея получила путевку в жизнь

Авианосец изо льда: проект, потерпевший фиаско

Фантастическая идея – превратить айсберг в мобильный аэродром. /Фото: media.cntraveller.in

В начале Второй мировой войны Германия фактически отрезала Великобританию от остального мира. Подводные лодки немцев перехватывали и топили практически все конвои с поставками из США – к острову доходили считанные единицы. Кораблей эскорта для защиты катастрофически не хватало, а английская авиация не могла прикрыть с неба из-за дальности полета.

Проблему с базой для самолетов в открытом море могло бы решить создание авианосцев. Но из чего их построить, если в стране остро не хватало сырьевых ресурсов, особенно стали, необходимой для изготовления кораблей? В таких условиях британское командование было готово на любые нестандартные решения. И когда инженер Джеффри Пайк (Geoffrey Pyke) предложил использовать айсберг как авианосец, идею не отвергли, напротив, выделили финансы на разработку проекта.

2. Проектирование авианосца

Авианосец изо льда: проект, потерпевший фиаско

Трудно поверить, но авианосец хотели построить изо льда. /Фото: mountainculturegroup.com

Первоначально предполагалось, что «перестройка» айсберга будет минимальной. Планировалось спилить верхушку, чтобы получить ровную поверхность для взлетно-посадочной полосы (ВПП), и оснастить плавучую глыбу льда двигателями, системами связи и прочим оборудованием. Но исследования показали, что использовать природные айсберги практически невозможно. Во-первых, их основная часть спрятана под водой, а размеров участка, возвышающегося над волнами недостаточно для сооружения ВПП. Во-вторых, выяснилось, что запас прочности айсберга невелик. Во льду легко распространяются трещины, так что разрушить ледяной корабль бомбами или торпедами не составит труда. В-третьих, в связи с таянием (а процесс оказался довольно быстрым), айсберги склонны к опрокидыванию из-за смещения центра тяжести. Все это сподвигло команду ученых и инженеров работать над увеличением прочности льда.

3. Разработка пайкерита

Авианосец изо льда: проект, потерпевший фиаско

Пайкерит – замороженная вода с опилками. /Фото: ausm.org.uk

На первой стадии экспериментов лед пробовали армировать деревянными балками по тому же принципу, как делают железобетон. Получившийся материал стал устойчивее к возникновению трещин, но оставался недостаточно прочным. При следующей попытке ученые применили «микроармирование»: начали замораживать воду, добавляя различные наполнители. Лучший результат показало использование хлопковой ваты или целлюлозы, то есть обычных древесных опилок. Такая смесь замерзала быстрее, образуя жесткий материал, по прочности схожий с бетоном, армированным стальной проволокой. Помимо этого, усовершенствованный лед медленнее таял и приобрел большую плавучесть. Изобретенный материал назвали пайкерит (pykrete).

Интересный факт от Novate.ru: На одну из встреч с союзниками в ходе Квебекской конференции, проходившей с 17 по 24 августа 1943 года, лорд Маунтбеттен принес с собой два бруска: один из пайкерита и второй из обычного льда. Он поделился сведениями о разработке и заявил, что новый материал поможет выиграть войну. В качестве доказательства лорд поочередно выстрелил из табельного пистолета в представленные им образцы. Блок из чистого льда разлетелся вдребезги, а из пайкерита остался целым, разве что пострадала одежда одного из присутствовавших адмиралов. Пуля срикошетила от блока и задев штанину, застряла в стене.

4. Создание прототипа

Авианосец изо льда: проект, потерпевший фиаско

Каркас корабля обкладывали плитами пайкерита. /Фото: mountainculturegroup.com

Следующим этапом стало строительство уменьшенного макета ледяного авианосца из нового материала. В длину прототип насчитывал 18,3 м, в ширину – 9 м. Остов корабля соорудили из деревянных балок и затем на созданный каркас уложили плиты пайкерита. Для стабилизации состояния льда между блоками проложили трубопроводы, подающие холодный воздух, генерируемый морозильными установками. В движение прототип приводили винтовые установки и электродвигатели.

Работы по созданию авианосца велись в Канаде, так как умеренный климат Великобритании не подходил для экспериментов со льдом. Макет построили на озере Патриция (провинция Альберта), его создание заняло два месяца. Прототип прошел испытания и их результаты были признаны достаточно успешными для того, чтобы продолжить дальнейшую разработку.

5. Окончательные итоги расчетов

Авианосец изо льда: проект, потерпевший фиаско

Макет на озере Патриции. /Фото: mountainculturegroup.com

Работа над проектом началась в 1942 г., а к лету 1943 г. требования Адмиралтейства к характеристикам судна повысились. Первоначально предполагалось, что авианосец будет принимать истребители и средние бомбардировщики, но теперь пожелали задействовать и тяжелые самолеты. Корабль также требовалось обеспечить противоторпедной защитой, а это означало, что корпус должен иметь толщину не менее 12 м. Кроме того возникли расхождения и в вопросе рулевого управления. Инженеры планировали, что судно будет маневрировать за счет изменения скорости электродвигателей, установленных с обеих сторон корабля, но моряки настаивали на традиционном руле.
В окончательном варианте получился авианосец с гигантскими размерами (610×90×60) и водоизмещением 2,2 млн т. Это уже не корабль, а настоящий плавучий остров.

6. Сворачивание проекта

Авианосец изо льда: проект, потерпевший фиаско

Между листами пайкерита проходили трубопроводы системы охлаждения. /Фото: mountainculturegroup.com

К концу 1943 года стало окончательно понятно, что концепция ледяного авианосца не имеет перспектив. В ходе проектирования решались одни задачи, но возникали новые проблемы. Пайкерит, несмотря на свою твердость, постепенно терял прочность, прогибаясь под собственным весом. А для прекращения процесса деформации необходимо было поддерживать температуру -16°С. Это требовало сложной системы трубопроводов подачи холодного воздуха, а учитывая габариты проектируемого судна – размах задачи был колоссальный. На выполнение работ такого масштаба потребовалось бы несколько лет. Все это удорожало строительство, хотя вначале казалось, что лед станет дешевой альтернативой металлу.

К тому времени ситуация на фронте кардинально изменилась. Немецкие субмарины проиграли битву за Атлантику, а британская авиация увеличила дальность полетов благодаря модернизации самолетов. Кроме того, американцы построили авиабазу в Исландии и надобность в плавучем аэродроме окончательно отпала. В декабре 1943 года дальнейшая разработка ледяного авианосца была признана нецелесообразной и проект Habakkuk закрыли.

7. Судьба прототипа

Авианосец изо льда: проект, потерпевший фиаско

Подводная мемориальная доска. /Фото: dynaimage.cdn.cnn.com

Построенный прототип остался стоять у причала на озере Патриция. С течением времени макет разрушился, причем плиты пайкерита продержались довольно долго, с учетом того, что это все-таки лед, хоть и усовершенствованный. Окончательно ледяные блоки растаяли лишь через три года. Остов конструкции опустился на дно, и рядом с этим местом установили подводную мемориальную доску. Туда часто спускаются дайверы, чтобы воочию увидеть то, что осталось от амбициозного проекта.

Были и другие проекты, которые могли укрепить мощь советского авианосного флота. Но по разным причинам не воплотились в жизнь.

Источник